Родителям

Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов?

  • Прочитано 170 раз

Выпускные школьные экзамены ребенка — непростое испытание для семьи. Это событие может вызывать много чувств, как негативных, так и позитивных, много тревоги, много вопросов.

Сло­во «эк­за­мен» пе­рево­дить­ся с ла­тинс­ко­го как «ис­пы­тание». Го­сударс­твен­ный итоговый эк­за­мен яв­ля­ет­ся дей­стви­тель­но слож­ным ис­пы­тани­ем для сов­ре­мен­ных вы­пуск­ни­ков. Успешная сдача экзамена всегда требует много усилий при подготовке учебного материала, а положительный эмоциональный настрой, уверенность в собственных силах, умение находить и использовать ресурсы (в том числе и личностные) вносит существенный вклад в результаты ОГЭ/ЕГЭ.

По­мощь взрос­лых очень важ­на, пос­коль­ку че­лове­ку, кро­ме все­го про­чего, не­об­хо­дима еще и пси­холо­гичес­кая го­тов­ность к си­ту­ации сда­чи серьез­ных эк­за­менов. Имен­но ро­дите­ли мо­гут по­мочь сво­ему ре­бен­ку на­ибо­лее эф­фектив­но рас­по­рядить­ся вре­менем и си­лами при под­го­тов­ке к ЕГЭ и ОГЭ. Пси­холо­гичес­кая под­держ­ка - это один из важ­ней­ших фак­то­ров, оп­ре­деля­ющих ус­пешность Ва­шего ре­бен­ка в сда­че еди­ного го­сударс­твен­но­го эк­за­мена. Под­держи­вать ре­бен­ка - зна­чит ве­рить в не­го. Под­держ­ка ос­но­вана на ве­ре в при­рож­денную спо­соб­ность лич­ности пре­одо­левать жиз­ненные труд­ности при под­держ­ке тех, ко­го она счи­та­ет зна­чимы­ми для се­бя.

Ос­новные при­чины пе­режи­ваний вы­пуск­ни­ков:

  • Сом­не­ние в пол­но­те и проч­ности зна­ний
  • Стресс нез­на­комой си­ту­ации
  • Стресс от­ветс­твен­ности пе­ред ро­дите­лями и шко­лой
  • Пси­хофи­зичес­кие и лич­ност­ные осо­бен­ности: тре­вож­ность, не­уве­рен­ность в се­бе и т.д.
  • Сом­не­ние в собс­твен­ных спо­соб­ностях: в ло­гичес­ком мыш­ле­нии, уме­нии ана­лизи­ровать, кон­цент­ра­ции и расп­ре­деле­нии вни­мания, осо­бен­ности за­поми­нания и т.д.

Что­бы под­держать ре­бен­ка, не­об­хо­димо:

  • Опи­рать­ся на силь­ные сто­роны ре­бен­ка;
  • Из­бе­гать под­черки­вания про­махов ре­бен­ка;
  • Про­яв­лять ве­ру в ре­бен­ка, со­чувс­твие к не­му, уве­рен­ность в его си­лах;
  • Соз­дать до­ма обс­та­нов­ку дру­желю­бия и ува­жения, уметь и хо­теть де­монс­три­ровать лю­бовь и ува­жение к ре­бен­ку.

Как ро­дите­ли мо­гут под­держать сво­их де­тей при про­яв­ле­ни­ях пе­режи­ваний вы­пуск­ни­ков в период подготовки к экзаменам?

1. Сом­не­ние ребенка в пол­но­те и проч­ности зна­ний.

Об­су­дите с ре­бен­ком, ка­кие дис­ципли­ны ка­жут­ся ему на­ибо­лее слож­ны­ми, и по­чему. Вы­яс­ни­те, ка­кую по­мощь ждет от Вас ре­бенок (ор­га­низу­ющая, эмо­ци­ональ­ная, учеб­ная). Эта ин­форма­ция по­может сов­мест­но соз­дать план под­го­тов­ки и по­нять, на ка­кие пред­ме­ты при­дет­ся пот­ра­тить боль­ше вре­мени, а что тре­бу­ет толь­ко пов­то­рения.

2. Стресс нез­на­комой си­ту­ации.

Пос­та­рай­тесь ус­по­ко­ить­ся са­ми, так как ва­ше эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние пе­реда­ет­ся де­тям и их вол­не­ние толь­ко уси­лива­ет­ся. Ока­жите мак­си­маль­но воз­можную по­зитив­ную под­держ­ку: под­бадри­вай­те ре­бен­ка, все­ляй­те в не­го чувс­тво уве­рен­ности, наст­ра­ивай­те на по­ложи­тель­ный ре­зуль­тат.

3. Стресс от­ветс­твен­ности пе­ред ро­дите­лями.

Вза­имо­дей­ствие с ре­бен­ком не­об­хо­димо выст­ра­ивать с по­мощью до­верия, вза­им­ной под­держ­ки, по­нима­ния всей труд­ности си­ту­ации. Не же­латель­но фик­си­ровать пос­то­ян­ное вни­мание ре­бен­ка на эк­за­мене. Ес­ли го­ворить об эк­за­мене слиш­ком час­то – у ре­бен­ка мо­жет воз­никнуть за­щит­ная ре­ак­ция (рав­но­душие, не­гатив и т.д.). Прис­лу­шивай­тесь к прось­бам ре­бен­ка, пусть ваш ре­бенок чувс­тву­ет ва­шу под­держ­ку и же­лание по­мочь.

4. Пси­хофи­зичес­кие и лич­ност­ные осо­бен­ности.

Об­ра­тите вни­мание на пи­тание ре­бен­ка. Бла­гоп­ри­ят­но на ак­ти­виза­цию ра­ботос­по­соб­ности и моз­го­вой де­ятель­нос­ти вли­яют грец­кие оре­хи, мед, шо­колад, мо­реп­ро­дук­ты. Сле­дите за тем, что­бы ре­бенок обя­затель­но при­нимал ви­тами­ны (с мик­ро­эле­мен­та­ми). Об­ра­тите вни­мание на сон ре­бен­ка: его про­дол­жи­тель­ность долж­на быть не ме­нее 8 ча­сов. Не до­пус­кай­те пе­рег­ру­зок: вре­мя под­го­тов­ки долж­но че­редо­вать­ся со вре­менем от­ды­ха. В пе­ри­од сда­чи эк­за­менов пос­та­рай­тесь не заг­ру­жать ре­бен­ка проб­ле­мами бы­тово­го ха­рак­те­ра. По­моги­те ре­бен­ку конт­ро­лиро­вать свое эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние: ча­ще спра­шивай­те о его са­мочувс­твии, о наст­ро­ении. Очень час­то сни­жен­ное эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние ста­новит­ся при­чиной прос­тудных и ви­рус­ных за­боле­ваний. До­гово­ритесь с ре­бен­ком о вре­мени для прос­мотра те­леви­зи­он­ных пе­редач и компьютер­ных разв­ле­чений.

5. Сом­не­ние в собс­твен­ных спо­соб­ностях.

Об­су­дите с ре­бен­ком «силь­ные сто­роны» раз­ви­тия его пси­хичес­ких про­цес­сов (па­мять, тип мыш­ле­ния, осо­бен­ности восп­ри­ятия, вни­мания) и воз­можнос­ти их ис­поль­зо­вания при под­го­тов­ке и сда­чи эк­за­мена. Воз­можно, сле­ду­ет об­ра­тить­ся за по­мощью к школьному пси­холо­гу для вы­яв­ле­ния осо­бен­ностей раз­ви­тия поз­на­ватель­ной сфе­ры и, ис­хо­дя из это­го, по­луче­ния ре­комен­да­ций для ус­пешной под­го­тов­ки к сда­че ЕГЭ.

В день сдачи экзаменов не забудьте:

  • вовремя его разбудить;
  • приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
  • положить необходимые принадлежности;
  • эмоционально его поддержать;
  • пожелать ему удачи.

Учите детей воспринимать экзамен как жизненный рубеж!

А самое главное любите детей! Несмотря на то, что они и старшеклассники и считают себя взрослыми, всё-таки они ещё дети, наши дети. И родительская любовь для них огромная поддержка и необходимое условие для достижения успеха.

Твитнуть

 

 

Log in