ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому, что он сегодня поступает в первый класс!

А. Барто

Из разговора мамы со своим сынишкой, который не слушается и шалит: «Вот погоди, пойдешь в школу, там тебе покажут, где раки зимуют…».

История девочки Тани, которую пригласили на день рождения к подруге: На день рождения пришли пираты и спрятали клад. Найти этот клад было очень почетно. И, Таня первая увидела это сокровище. Она обрадовалась, открыла рот, чтобы крикнуть: «Я первая нашла пиратский клад!» И... промолчала... Хотела крикнуть снова, и опять не смогла... Тут другие дети нашли сокровище. И Танюша горько расплакалась дома...

- Почему ты промолчала? - спросила ее я. Ведь это ты была первая, самая внимательная и ловкая!

- А вдруг маме будет неприятно, что я громко кричу, как маленькая. И она скажет мне: -"Ну чего ты опять орешь? Ты же взрослая".

- Тебе, наверное, очень хотелось быть первой?

- Да. Вздохнула она громко.

- А вдруг, если бы я крикнула, мой голос стал бы тонкий и писклявый. И все бы засмеялись…

Девочка грустно и тяжело вздохнула…

Портрет тревожного ребенка

Мальчик с огромными грустными глазами по имени Ваня, недавно стал первоклассником. Ваня очень чувствительный и робкий, он хорошо воспитан, но даже если ему очень хочется ответить, он все равно не поднимет руку. Любая критика в его адрес вызывает слезы и долгие переживания. Он всегда ждет каких – то неприятностей. Ванюша сидит на краешке стула, спрятав голову в плечи, нахохлившись как воробей. Мама пришла на прием к психологу, когда Ваня вдруг перестал здороваться с учительницей, не может подойти, чтобы что-то спросить, долго расстается с мамой, иногда начинает плакать, в школу ходить не хочет.

Торжественный и волнующий день: ваш ребенок первый раз идет в школу. Что его ждет? Как сложится его школьная жизнь? Он такой чудесный, умный, способный, но сможет ли он быть успешным в школе. Сколько тревог и волнений у детей, а сколько у мам и пап, ведь начинается новый и важный этап…Большинство современных детей испытывают тревогу. 70–80% детей шестилетнего возраста имеют повышенную тревожность. Перед школой тревожность охватывает почти всех будущих первоклашек. Она может быть сильной и чуть заметной, постоянной или ситуативной, может сильно портить жизнь большим и маленьким людям…

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойства самых разных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые к этому не располагают.

Как заметить родителям, что их ребенок тревожен?

Внешне это может проявляться в поведении: ребенок качается на стуле, грызет ногти, сосет пальцы, теребит волосы, испытывает постоянное беспокойство, раздражение, у него могут быть проблемы со сном, долго и плохо засыпает. Часто такие дети чувствительны и сентиментальны, очень чутко и болезненно реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Они предъявляют к себе повышенные требования, но при этом очень обидчивы и ранимы. Часто тревожные дети бывают раздраженными и не могут сконцентрироваться, потому что внутренний голос говорит ребенку: « Ты не справишься! У тебя все равно ничего не получится!» Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего, поэтому чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, пробовать новые виды деятельности. Соматические проявления тревожности дают о себе знать болями в животе или головными болями, головокружениями, сухость во рту, спазмами в горле, слабостью в ногах, учащенным сердцебиением.

У дошкольника и младшего школьника тревожность проявляется еще и потому, что у ребенка не сформированы адаптивные механизмы к условиям окружающей действительности, поэтому тревожность не дает ребенку броситься в омут с головой, оберегая его от рискованных действий и поступков. И в то же время служит препятствие для активного познания окружающей действительности. У будущих первоклассников возникают тревоги и мучительные волнения, связанные со школой, школьная тревожность. Как показывают исследование, проведенное группой московских ученых, будущие первоклассники, прежде всего, беспокоятся о том, как они будут учиться, как будут справляться с учебной нагрузкой, какие оценки будут получать. Некоторые боятся отвечать на уроке, забыть резинку или линейку, а вдруг мама с папой забудут и не придут за ним в школу. Дети беспокоятся из–за того, что им придется идти в класс, где много незнакомых ребят, где они не смогут найти друга, такого же, как был в детском саду. Если их обижали другие дети, они могут думать, что в школе их будет ждать та же участь, а родители не смогут им помочь, не смогут защитить, просто потому, что будут далеко.

В чем причины такого отношения детей к школе?

Возможно взрослые, слишком занятые подготовкой ребенка к школьному обучению, излишне опасаются, беспокоятся об этом, опасаются, что ребенок не попадет в престижную гимназию или школу, не сможет справиться с требованиями, которые предъявляют к ребенку, и эти тревоги передаются дошкольнику и формируют у него страх перед школой и неуверенность в себе. Целый год перед поступлением в школу (а иногда и раньше) в семье ведутся разговоры об учебе, о учителях, учебных предметах… Маленький первоклассник среди этих дебатов ощущает себя беззащитным и ужасно напуганным. Ведь если все вокруг так обеспокоены, и даже мама и папа сильно волнуются, то, наверное, школа это что – то страшное… Семилетний Рома, идя в сопровождении родственников на линейку первого сентября, по дороге расплакался и обняв маму прошептал: «Мама, давай еще годик в садик походим. А цветы я подарю бабушке…» Мы живем в трудное время, нам приходится бороться за место под солнцем, испытывать трудности. Каждый из родителей надеется, что будущее его ребенка будет светлым и счастливым. Поэтому мы стремимся дать детям достойное образование. Иногда стремление дать ребенку «самое-самое» приводит к излишней требовательности родителей. Увы, как показывает практика, такая родительская завышенная требовательность к своему ребенку приводит к боязни не оправдать мамины и папины ожидания и повышенной тревожности вашего дошколенка. Для каждого родителя начало школьной жизни сына или дочери – волнительный момент. Перед ним встает множество вопросов, требующих решения: как попасть в престижную школу, какую выбрать учительницу, как сложатся отношения с одноклассниками, как малыш справится с программой, кто будет забирать ребенка из школы и много других сложных вопросов. Чаще всего внутренним состоянием родителя в этот момент руководит внутренний ребенок, который сам «прожил школу», имеет свой опыт, свои ожидания. Многие родители, сами того, не замечая, навязывают детям свои тревоги и страхи. На приеме у психолога взрослая успешная энергичная дама, руководитель. Она переполнена тревожными эмоциями, ее дочь поступает в первый класс. Она готова во всем опекать, контролировать свою единственную дочурку, готова сидеть с ней на уроках. Интересно, чем вызвана такая тревожность? Ее дочь Олечка – чудесная, любознательная девочка, которая много знает и умеет. В беседе выясняется, что ее собственные родители были очень заняты и не замечали ее проблем в учебе и в отношениях с одноклассниками. Мама хочет уберечь дочь от подобных проблем, и навязывает ей с самыми добрыми намерениями проблемы иного рода, такие как инфантильность, несамостоятельность, неорганизованность…

Психологи давно выявили закономерность: тревожность ребенка зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых: родителей, педагогов. В семьях с доброжелательными отношениями дети более спокойны, чем в семьях, где часто возникают конфликты, к тому же тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, поэтому сегодня количество тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Очень важна для тревожного первоклассника фигура первой учительницы.

Тревожные дети могут хорошо учиться в условиях спокойной, доброжелательной атмосферы. Таким детям не нужно напоминать о их просчетах и ошибках, они сами это хорошо знают и из-за них сильно переживают. Завышенные требования и постоянные нарекания со стороны взрослых снижают возможности таких детей, вводят в состояние эмоционального стресса, повышают неуверенность в себе и формируют страхи перед той или иной ситуацией. Следует обращать внимание на положение детей в группе сверстников. Неприятие сверстников, ссоры, воспринимаются тревожными детьми очень болезненно. В такой ситуации, они могут потерять самообладание, постоянно переживают, занимаются самобичеванием. Детям необходимо помочь, подчеркивая и демонстрируя перед другими детьми их положительные качества.

Как же родители могут помочь своим детям?

Прежде всего, разобраться со своими собственными родительскими сомнениями, страхами и тревогами. Ведь дети очень тонко улавливают перенимают такие состояния, транслируя их окружающему миру. Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право.

1. Интересуйтесь его мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации, ищите выход. Ребенок должен быть уверен, что к вам всегда можно обратиться за помощью и советом. Даже если детские проблемы кажутся вам несерьезными и смешными, признайте его право на переживание, обязательно посочувствуйте («Да, это очень обидно, я тебя понимаю…») И только после понимания и сочувствия, помогите найти выход, увидеть положительные стороны.

2. Хвалите вашего малыша в присутствии детей и взрослых, давайте таким детям возможность достойно выходить из разных сложных ситуаций победителем и героем! Вспомните себя в этом возрасте, ведь вам наверняка, хотелось услышать от мамы слова одобрения: «Ты молодец!», «У тебя все получится!», « Как хорошо ты умеешь это делать!»

3. Отрабатывайте навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях. «Ты боишься поднять руку и ответить на уроке? Давай мы вместе с тобой поиграем в школу. А твоя любимая кукла пусть поднимет руку и громко и четко ответит. Ты будешь учительницей и оценишь ответ.»

4. Часто родители предъявляют к ребенку завышенные требования, сравнивайте своего малыша только с его собственными достижениями и результатами, а не с детьми – вундеркиндами.

5. Тревожные дети всегда имеют мышечное напряжение. Лицо, шея, спина имеют мышечные зажимы – учите ребенка расслабляться и расслабляйтесь вместе с ним! Сегодня существует множество методик расслабления. Не забывайте про тактильный контакт, он очень важен, погладьте вашего малыша по спинке, по голове, и конечно, нашептывайте при этом, самые замечательные слова, например: «Как хорошо, что ты у меня родился!», «Ты мне очень, очень нравишься!», «Какая я счастливая мама, что у меня есть такой замечательный сынок (дочурка)!» Чаще говорите эти волшебные слова своему малышу, ведь так удовлетворяется самая важная базовая потребность человека - потребность в любви.

6. Уважайте своего ребенка, сохраняйте с ним эмоциональный контакт. Когда у родителей утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление, это оборачивается страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием неудач и поражений, неуверенностью в себе.

© 2024. МБОУ СОШ №3 г. Салехард
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.