Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому, что он сегодня поступает в первый класс!
А. Барто
Из разговора мамы со своим сынишкой, который не слушается и шалит: «Вот погоди, пойдешь в школу, там тебе покажут, где раки зимуют…».
История девочки Тани, которую пригласили на день рождения к подруге: На день рождения пришли пираты и спрятали клад. Найти этот клад было очень почетно. И, Таня первая увидела это сокровище. Она обрадовалась, открыла рот, чтобы крикнуть: «Я первая нашла пиратский клад!» И... промолчала... Хотела крикнуть снова, и опять не смогла... Тут другие дети нашли сокровище. И Танюша горько расплакалась дома...
- Почему ты промолчала? - спросила ее я. Ведь это ты была первая, самая внимательная и ловкая!
- А вдруг маме будет неприятно, что я громко кричу, как маленькая. И она скажет мне: -"Ну чего ты опять орешь? Ты же взрослая".
- Тебе, наверное, очень хотелось быть первой?
- Да. Вздохнула она громко.
- А вдруг, если бы я крикнула, мой голос стал бы тонкий и писклявый. И все бы засмеялись…
Девочка грустно и тяжело вздохнула…
Портрет тревожного ребенка
Мальчик с огромными грустными глазами по имени Ваня, недавно стал первоклассником. Ваня очень чувствительный и робкий, он хорошо воспитан, но даже если ему очень хочется ответить, он все равно не поднимет руку. Любая критика в его адрес вызывает слезы и долгие переживания. Он всегда ждет каких – то неприятностей. Ванюша сидит на краешке стула, спрятав голову в плечи, нахохлившись как воробей. Мама пришла на прием к психологу, когда Ваня вдруг перестал здороваться с учительницей, не может подойти, чтобы что-то спросить, долго расстается с мамой, иногда начинает плакать, в школу ходить не хочет.
Торжественный и волнующий день: ваш ребенок первый раз идет в школу. Что его ждет? Как сложится его школьная жизнь? Он такой чудесный, умный, способный, но сможет ли он быть успешным в школе. Сколько тревог и волнений у детей, а сколько у мам и пап, ведь начинается новый и важный этап…Большинство современных детей испытывают тревогу. 70–80% детей шестилетнего возраста имеют повышенную тревожность. Перед школой тревожность охватывает почти всех будущих первоклашек. Она может быть сильной и чуть заметной, постоянной или ситуативной, может сильно портить жизнь большим и маленьким людям…
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойства самых разных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые к этому не располагают.
Как заметить родителям, что их ребенок тревожен?
Внешне это может проявляться в поведении: ребенок качается на стуле, грызет ногти, сосет пальцы, теребит волосы, испытывает постоянное беспокойство, раздражение, у него могут быть проблемы со сном, долго и плохо засыпает. Часто такие дети чувствительны и сентиментальны, очень чутко и болезненно реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Они предъявляют к себе повышенные требования, но при этом очень обидчивы и ранимы. Часто тревожные дети бывают раздраженными и не могут сконцентрироваться, потому что внутренний голос говорит ребенку: « Ты не справишься! У тебя все равно ничего не получится!» Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего, поэтому чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, пробовать новые виды деятельности. Соматические проявления тревожности дают о себе знать болями в животе или головными болями, головокружениями, сухость во рту, спазмами в горле, слабостью в ногах, учащенным сердцебиением.
У дошкольника и младшего школьника тревожность проявляется еще и потому, что у ребенка не сформированы адаптивные механизмы к условиям окружающей действительности, поэтому тревожность не дает ребенку броситься в омут с головой, оберегая его от рискованных действий и поступков. И в то же время служит препятствие для активного познания окружающей действительности. У будущих первоклассников возникают тревоги и мучительные волнения, связанные со школой, школьная тревожность. Как показывают исследование, проведенное группой московских ученых, будущие первоклассники, прежде всего, беспокоятся о том, как они будут учиться, как будут справляться с учебной нагрузкой, какие оценки будут получать. Некоторые боятся отвечать на уроке, забыть резинку или линейку, а вдруг мама с папой забудут и не придут за ним в школу. Дети беспокоятся из–за того, что им придется идти в класс, где много незнакомых ребят, где они не смогут найти друга, такого же, как был в детском саду. Если их обижали другие дети, они могут думать, что в школе их будет ждать та же участь, а родители не смогут им помочь, не смогут защитить, просто потому, что будут далеко.
В чем причины такого отношения детей к школе?
Возможно взрослые, слишком занятые подготовкой ребенка к школьному обучению, излишне опасаются, беспокоятся об этом, опасаются, что ребенок не попадет в престижную гимназию или школу, не сможет справиться с требованиями, которые предъявляют к ребенку, и эти тревоги передаются дошкольнику и формируют у него страх перед школой и неуверенность в себе. Целый год перед поступлением в школу (а иногда и раньше) в семье ведутся разговоры об учебе, о учителях, учебных предметах… Маленький первоклассник среди этих дебатов ощущает себя беззащитным и ужасно напуганным. Ведь если все вокруг так обеспокоены, и даже мама и папа сильно волнуются, то, наверное, школа это что – то страшное… Семилетний Рома, идя в сопровождении родственников на линейку первого сентября, по дороге расплакался и обняв маму прошептал: «Мама, давай еще годик в садик походим. А цветы я подарю бабушке…» Мы живем в трудное время, нам приходится бороться за место под солнцем, испытывать трудности. Каждый из родителей надеется, что будущее его ребенка будет светлым и счастливым. Поэтому мы стремимся дать детям достойное образование. Иногда стремление дать ребенку «самое-самое» приводит к излишней требовательности родителей. Увы, как показывает практика, такая родительская завышенная требовательность к своему ребенку приводит к боязни не оправдать мамины и папины ожидания и повышенной тревожности вашего дошколенка. Для каждого родителя начало школьной жизни сына или дочери – волнительный момент. Перед ним встает множество вопросов, требующих решения: как попасть в престижную школу, какую выбрать учительницу, как сложатся отношения с одноклассниками, как малыш справится с программой, кто будет забирать ребенка из школы и много других сложных вопросов. Чаще всего внутренним состоянием родителя в этот момент руководит внутренний ребенок, который сам «прожил школу», имеет свой опыт, свои ожидания. Многие родители, сами того, не замечая, навязывают детям свои тревоги и страхи. На приеме у психолога взрослая успешная энергичная дама, руководитель. Она переполнена тревожными эмоциями, ее дочь поступает в первый класс. Она готова во всем опекать, контролировать свою единственную дочурку, готова сидеть с ней на уроках. Интересно, чем вызвана такая тревожность? Ее дочь Олечка – чудесная, любознательная девочка, которая много знает и умеет. В беседе выясняется, что ее собственные родители были очень заняты и не замечали ее проблем в учебе и в отношениях с одноклассниками. Мама хочет уберечь дочь от подобных проблем, и навязывает ей с самыми добрыми намерениями проблемы иного рода, такие как инфантильность, несамостоятельность, неорганизованность…
Психологи давно выявили закономерность: тревожность ребенка зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых: родителей, педагогов. В семьях с доброжелательными отношениями дети более спокойны, чем в семьях, где часто возникают конфликты, к тому же тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, материальным положением, жилищными условиями, поэтому сегодня количество тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Очень важна для тревожного первоклассника фигура первой учительницы.
Тревожные дети могут хорошо учиться в условиях спокойной, доброжелательной атмосферы. Таким детям не нужно напоминать о их просчетах и ошибках, они сами это хорошо знают и из-за них сильно переживают. Завышенные требования и постоянные нарекания со стороны взрослых снижают возможности таких детей, вводят в состояние эмоционального стресса, повышают неуверенность в себе и формируют страхи перед той или иной ситуацией. Следует обращать внимание на положение детей в группе сверстников. Неприятие сверстников, ссоры, воспринимаются тревожными детьми очень болезненно. В такой ситуации, они могут потерять самообладание, постоянно переживают, занимаются самобичеванием. Детям необходимо помочь, подчеркивая и демонстрируя перед другими детьми их положительные качества.
Как же родители могут помочь своим детям?
Прежде всего, разобраться со своими собственными родительскими сомнениями, страхами и тревогами. Ведь дети очень тонко улавливают перенимают такие состояния, транслируя их окружающему миру. Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право.
1. Интересуйтесь его мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации, ищите выход. Ребенок должен быть уверен, что к вам всегда можно обратиться за помощью и советом. Даже если детские проблемы кажутся вам несерьезными и смешными, признайте его право на переживание, обязательно посочувствуйте («Да, это очень обидно, я тебя понимаю…») И только после понимания и сочувствия, помогите найти выход, увидеть положительные стороны.
2. Хвалите вашего малыша в присутствии детей и взрослых, давайте таким детям возможность достойно выходить из разных сложных ситуаций победителем и героем! Вспомните себя в этом возрасте, ведь вам наверняка, хотелось услышать от мамы слова одобрения: «Ты молодец!», «У тебя все получится!», « Как хорошо ты умеешь это делать!»
3. Отрабатывайте навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях. «Ты боишься поднять руку и ответить на уроке? Давай мы вместе с тобой поиграем в школу. А твоя любимая кукла пусть поднимет руку и громко и четко ответит. Ты будешь учительницей и оценишь ответ.»
4. Часто родители предъявляют к ребенку завышенные требования, сравнивайте своего малыша только с его собственными достижениями и результатами, а не с детьми – вундеркиндами.
5. Тревожные дети всегда имеют мышечное напряжение. Лицо, шея, спина имеют мышечные зажимы – учите ребенка расслабляться и расслабляйтесь вместе с ним! Сегодня существует множество методик расслабления. Не забывайте про тактильный контакт, он очень важен, погладьте вашего малыша по спинке, по голове, и конечно, нашептывайте при этом, самые замечательные слова, например: «Как хорошо, что ты у меня родился!», «Ты мне очень, очень нравишься!», «Какая я счастливая мама, что у меня есть такой замечательный сынок (дочурка)!» Чаще говорите эти волшебные слова своему малышу, ведь так удовлетворяется самая важная базовая потребность человека - потребность в любви.
6. Уважайте своего ребенка, сохраняйте с ним эмоциональный контакт. Когда у родителей утрированное чувство долга, чрезмерная принципиальность, моральное давление, это оборачивается страхом «быть не тем», страхом несостоятельности, а также тревожным предчувствием неудач и поражений, неуверенностью в себе.