На основании приказа департамента образования № 959-о от 28.10.2015 года «О проведении муниципальных интенсивных школ для одаренных детей в период осенних каникул» на базе МБОУ СОШ № 3 была организована работа Школы проектной деятельности по теме «С Днем рождения, Ямал!».
В работе школы приняло участие более 200 учащихся МБОУ СОШ №3, а также учащихся МБОУ СОШ №6 и МБОУ СОШ №4.
Интенсивная школа проводилась согласно следующей программе:
1. 3 ноября осуществлялась работа творческих мастерских, в рамках которых были организованы встречи с представителями различных профессий:
- Кельчин Г. П. - писатель, главный редактор газеты «Лух Авт» на языке ханты, журналист, переводчик, фотограф, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Ямала;
- Ушаков В.Г. - художник, заслуженный работник культуры РФ и ЯНАО;
- Соболева О.В. - научный сотрудник отдела «Естественной истории», музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского;
- Бабийчук М. В. - генеральный директор ОАО "Инвестиционно-строительная компании Ямало-Ненецкого автономного округа", заслуженный строитель Российской Федерации, заслуженный строитель ЯНАО, Почетный гражданин города Салехард;
- Няруй В.Н. - кандидат педагогических наук, кафедры развития национально-регионального образования, заместитель директора по этнообразовательным системам Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования Департамента образования Администрации автономного округа, автор учебников, пособий и сценариев художественных фильмов;
- Юнкеров Ю.П. - ямальский композитор, педагог, заслуженный работник культуры РФ;
- Елена Лаптандер и Надежда Сэротэтто - певицы.
2. 5 ноября участники встречались с Л.Ф. Липатовой старшим научным сотрудником музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского, историком, краеведом, писательницей, журналистом, членом Союза писателей России,
3. 6 ноября была проведена защита проектов, созданных творческими группами.
Творческий отчет мини-проектов явился завершающим этапом открытой городской интенсивной школы. По результатам защиты мини-проектов все учителя и учащиеся были награждены грамотами лауреатов городской интенсивной школы по теме «С днем рождения, Ямал».
Анализ представленных проектов показал, что творчески подошли к работе следующие учителя:
- Чернецкая И.Г., Гилева Л.В., Зыкова М.И., Таранова Е.А., Бекренев А.А., Цебекова Байрта Бат – Насуновна (мини-проект «Богатства Ямала»)
- Саитбатталова Э.Ж., Корх О.В., Путинцева Л.А., Зеленкевич Е.И., Комиссарова Е.В. (мини-проект «Сохраню родной язык для потомков»)
- Сметанник Н.В., Чуйкина Н.В. (мини-проект "Нам все расскажут цифры")
- Гизатулина Н.А., Дайстер Ф.Т., Таланцева С.Б., Бородулина Л.Ю.(мини-проект "В гостях у сказки")
- Васильева О.П., Падикова М.В., Костюкевич Е.Ф., Чернов Д.Ю. (мини-проект "Видеоролик о Ямале")
- Мухминова И.П., Юнусова Ю.Г., Ульджиева С.А., (мини-проект "Национальные виды спорта Ямала")
- Пищулина Е.А., Кениг И.Н., Алексеенко А.И. (мини-проект "Спорт Ямала")
- Вараксина Т.В., Мучипова З. Р., Прокопенко Н.К., (мини-проект «Музыкальная открытка»)
- Сайтулин И.Н., Петрачук А. В. (мини-проект «Удостоверение участника Школы проектной деятельности»
Таким образом участники интенсивной школы очень плодотворно провели дни каникул: они работали над созданием проекта, для сбора необходимой литературы посещали музеи, выставки, встречались с интересными творческими людьми Ямала.
С 21.03.2016 г. по 23.03.2016 г. в МБОУ СОШ №3 открыла двери очередная интенсивная школа для всех ребят города, тема которой была: «Космос глазами детей». Тема была приурочена к 55 летию первого полета человека в космос.
В работе школы приняло участие более 200 учащихся МБОУ СОШ №3, а также учащихся МБОУ СОШ №6. Интенсивная школа проводилась согласно следующей программе:
21-22 марта осуществлялась работа творческих мастерских, в рамках которых была организована работа творческих площадок: на базе школы №1 была организована работа планетария, в ЦДТ «Надежда» прошла интерактивная викторина "Всё о космосе" , а так же для ребят прошли мастер классы: "Космические фантазии" (изготовление поделок в технике "выжигание") , "Земля в иллюминаторе" (изготовление объемной поделки в смешанной технике - цветная бумага (кусудама) и фольга), "Загадочный космос" (изготовление панно в технике "стимпанк"); была организована экскурсия в «Ямало-Ненецкий центр по гидромониторингу окружающей среды филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Обь Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
23 марта была проведена защита проектов, созданных творческими группами.
Творческий отчет мини-проектов явился завершающим этапом открытой городской интенсивной школы. По результатам защиты мини-проектов все учителя и учащиеся были награждены грамотами лауреатов городской интенсивной школы по теме «Ямал глазами детей».
Анализ представленных проектов показал, что творчески подошли к работе следующие учителя:
- Чернецкая И.Г., Гилева Л.В., Зыкова М.И., Цебекова Б.Б-Н, Саитбатталова Э.Ж (проект «Тайны Ямальского неба»)
- Мухминова И.П., Омельченко А.В., Таскаева Л.В., Бабакаев С.В. (проект «Одежда для космонавтов»)
- Чуйкина Н.В., Зеленкевич Е.И., Титова О.Ф., Пересунько И.Н., Баженова М.В. (редакторы)
- Гизатулина Н.А., Дайстер Ф.Т., Таланцева С.Б., Барадулина Л.Ю., Казачкова И.И., Серасхова С.Э. (проект «Космос в рисунках детей»)
- Бекренев А.А., Корх О.В., Путинцева Л.А., Комиссарова Е.В., Алдакаева Н.Г. (проект «Дистанционная проектная школа»)
- Прокопенко Н.К., Васильева О.П., Падикова М.В., Костюкевич Е.Ф., Чернов Д.Ю., Куготов Р.Х. (проект «Космические мифы»)
- Юнусова Ю.Г., Шакун Н.Н., Шиянова О.П. (проект «Космическая музыка»)
- Свиридова Л.Л., Чупров Н.И., Корсиков В.В., Берсенева Л.Л. (проект «Перегрузки - миф или реальность»)
- Сайтулин И.Н., Петрачук А.В. (проект Интерактивная игра «Космос глазами детей»)
- Рахматуллина З.Р., Вараксина Т.В., Паладий Л.А., Бязиева Р.А. (проект «Космос в рисунках детей»)
- Сулейманова Т.С., Бусуек М.В., Казакова С.А., Исангулова Г.Р. (проект «Макет Солнечной системы»)
Учащиеся получили навыки работы с разными материалами, наблюдения за красотой окружающего мира, использования в общении этикетных формул, построения речевых высказываний в соответствии с речевой ситуацией, создания уникальных композиций, используя широкую палитру цвета, самоутверждение как личности, уверенной в своё «Я».
Занятия в интенсивной школе не носили соревновательного характера, поэтому ни один из детей не боялся открыто выражать и отстаивать своё мнение, прислушиваясь к мнениям остальных. Каждый из ребят, принимавших участие в интенсивной школе, награждён грамотой за работу в выбранной им секции.
С 24.05.2016г. по 28.05.2016г. в МБОУ СОШ №3 работала «Школа проектной деятельности» по теме «Кино + дети» и была посвящена году кино в России. В школе проектной деятельности приняли участие учащиеся 5-8 классов.
24 мая прошло торжественное открытие Школы, где ребята познакомились с историей развития кино, посмотрели киножурнал «Ералаш».
Последующие дни учащиеся и их наставники работали на творческих площадках: писали свои сюжеты для видеоролика, были артистами, пробовали себя в роли оператора и режиссёра.
28 мая на закрытии Школы представлены следующие проекты:
- Сметаник Н.В., Кононенко Е.М., Баженова М.В. и учащиеся 5а класса (проект «Снимается кино»)
- Комисарова Е.В. Шакун Н.Н. Алеева Г.Р. и учащиеся 5б и 5в класса (проект «Правильное кино»)
- ГилеваЛ.В. Свиридова Л.Л. Путинцева Л.А. и учащиеся 5г и 7б класса (проект «Ералаш. Фантазер»)
- Чернецкая И.Г. Бекренев А.А. и 7а класс (проект «Кино идет…»)
- Прокопенко Н.К. и 6а класс (проект «Коллаж на Ералаш»)
- Корх О.В. и 6б класс (проект «Один школьный день в рисунках»)
- Казакова С.А., Таранова Е.А., Саитбатталова Э.Ж. и учащиеся 8а,бв класса (проект «Школа моей мечты»)
- Таскаева Л.В. Шиянова О.П. и учащиеся 4а класса и 7а класса (проект «Кино+дети»)
В ходе работы у кого-то получилось настоящее кино, у кого-то пародия на кино, кто-то попытался тонко создать сатиру и указать на проблемы школьной жизни.
Участвуя в «Школе проектной деятельности», ребята провели последние школьные дни в интересном, творческом процессе.
Анализируя работу «Школы проектной деятельности за учебный период 2015-2016 год , можно отметить что учителя, которые принимали активное участие в работе творческих групп, освоили новые технологии, участвовали в творческих семинарах, круглых столах, дискуссиях. Наблюдается высокая творческая активность учителей: обмен опытом работы, выступления на педагогических советах, оказание помощи друг другу. Происходит рост педагогического мастерства: открытые уроки, творческие отчёты, выступление на заседаниях методического объединения, участие в аттестации. Проявляется инициатива учителей и развитие организаторских способностей педагогов.
Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.
Анализ опыта позволяет выявить ряд типичных ошибок, которые допускают педагоги при использовании этого метода:
- объявляют учащимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы создать ситуацию выявления значимой для учащихся проблемы или предложить банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
- предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы, побуждающие детей к поиску путей решения проблемы.
Анализируя работу творческой группы, можно сделать следующие выводы:
- Считать уровень деятельности творческой группы «Школа проектной деятельности» удовлетворительным.
- Отметить положительный опыт учителей: Гизатулину Н.А., Таланцеву С.Б., Шакун Н.Н., Шиянову О.П, Прокопенко Н.К., Васильеву О.П., Падикову М.В., Костюкевич Е.Ф., Чернова Д.Ю., Чернецкую И.Г.; Бекренева А.А.
- Отметить активное участие всех членов группы в подготовке и проведении открытых городских интенсивных школ.
- Педагогическому коллективу школы продолжить освоение и внедрение в образовательный процесс технологию метода проектов, обеспечивающую формирование культуры умственного труда учащихся.
Наряду с положительными моментами, отмеченными в отчете, выявлены проблемы, которые необходимо решить в следующем учебном году:
- выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей через средства массовой информации.
- обеспечить условия для всестороннего развития личности одаренных детей на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, организации индивидуальной деятельности с одаренными детьми в группах, предоставление возможностей для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально – творческие мероприятия разного уровня.
Исходя из проведённого анализа, в следующем году, в соответствии с выявленными проблемами определены и поставлены задачи:
- Продолжить работу «Школьной проектной деятельности»
- Ориентировать работу творческой группы на создание проектов, развивающих обучающую деятельность учащихся, через творчество.
- Вовлекать в работу проектной школы больше общественных организаций города.
- Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей через средства массовой информации.
- Продолжить работу по внедрению в практику инновационных технологий: технологию проектного обучения, деятельностный метод обучения, здоровьесберегающие технологии, оздоровительные методики.
- Совершенствовать работу с одарёнными детьми, выявлять детей с интеллектуальной одарённостью и продумывать для них более глубокое изучение предметов, фиксируя их деятельность в индивидуальных картах сопроводителя.
- Продолжить подбор новинок методической литературы по теме (самообразования).
- Пополнять портфолио по своим методическим темам демонстрационным и раздаточным материалом.