В январе Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу подвел итоги конкурса среди представителей школьных лесничеств и экологических объединений «Наш вклад в сохранение родных лесов». Даже в условиях самоограничения ребята проводили интересные и полезные акции и очень много трудились на благо уральских лесов, высаживая молодые деревца, убирая мусор, проводя агитационные кампании.
Сегодня мы публикуем работу участницы конкурса в номинации «Охрана леса» среди руководителей экообъединений и школьных лесничеств Гилевой Ларисы Владимировны, учителя географии и биологии из Салехарда (печатается в сокращенном и адаптированном к требованиям сайта виде).
Школьное лесничество «Зеленый патруль»
Наш девиз:
«Если не мы, то кто же?
И для чего тогда жить и любить?
Сделаем все для природы Ямала,
Чтобы ее сохранить!»
Ребята даже расшифровали каждую букву в названии: ПАТРУЛЬ – это Порядок, Активная жизненная позиция, Творчество, Разум, Упорство, Любовь и Ь, который все смягчает.
Суть инициативы проекта состоит в том, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, но и решить более глубокую задачу - создать условия для формирования ключевых компетентностей, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства: гражданской, информационной, коммуникативной и других.
Ребята проводят множество разнообразных акций. Например, патриотическая акция «Худо тому, кто добра не делает никому» проводилась в подготовительной группе детского садика «Улыбка». Ее целью было воспитание у обучающихся гражданственности и нравственности, чуткого отношения к окружающим людям и окружающей среде, природе России, Ямала.
В рамках Всероссийского Международного дня леса был проведен целый фестиваль, проект которого разработали само ученики 10 класса. Учащиеся узнали об истории «Международного дня леса». Вспомнили растения, произрастающие в тайге, тундре, разгадывали загадки о лесе. Узнали много нового и интересного о лесе.
Также школьное лесничество «Зеленый патруль» приняло участие в Экологическом марафоне, который призван был сформировать у учащихся вывод о том, что человек на Ямале стал «могучей силой», и эта сила должна сохранять баланс между человеком и природой. Марафон постарался сформировать у учащихся представления о личной причастности человека к делу охраны земли и ее природы, мотивировать школьников делиться полученными знаниями и участвовать в природоохранных мероприятиях.
Марафон состоял из нескольких блоков. Желающие могли принять участие в круглом столе «Экотуризм на Ямале» или презентации экологического движения на острове Белый. Также проходила экскурсия с использованием музейно-интерактивного комплекса по направлению «Особо охраняемые территории Ямала», творческая мастерская «Апсайклинг» – новая жизнь ненужных вещей», лекция «Проектная деятельность», экскурсия в «Центральную национальную библиотеку» и затем, собственно, защита проектов школьников.
Десятиклассники и педагоги участвовали в экологической акции: «Пакет? — Спасибо, нет!», которая обратила внимание жителей Салехарда на проблему экологии, призвать ямальцев максимально ограничить использование целлофана и переходить на бумажные пакеты из вторсырья и экосумки.
Эковолонтрский отряд МБОУ СОШ № 3 принимает участие в акции «Всероссийский день посадки леса» совместно с коллективами аппарата губернатора ЯНАО, Законодательного собрания ЯНАО, ОАУ «Леса Ямала», департаментов природно-ресурсного регулирования и лесных отношений, молодежной политики и туризма, представителями общественных организаций. Акция прошла на площадке около парка Победы.
С 2019 года в России реализуется масштабный национальный проект «Экология», направленный на сохранение окружающей среды, содействие повышению качества и продолжительности жизни наших граждан. Наш Ямал не остался в стороне. На его территории реализуется региональный проект «Экология». В рамках данных проектов в сентябре для обучающихся 8-11 классов отряд эковолонтеров провел урок экологии.
Кроме того, в школе проходят посвящения в школьное лесничество «Зеленый патруль». Иногда приходится принимать всю параллель, например, 5-х классов. Руководитель знакомит ребят с целью и задачами школьного лесничества, рассказывает о проделанной работе за год. В ходе увлекательной игры, учащиеся узнают много интересного о природе родного края, о лесных богатствах России, вспоминают правила поведения в лесу.
Ребята участвуют в различных конкурсах. Так, команда 6 Б класса «Титикака», под руководством Гилёвой Ларисы Владимировны, стала победителем во всероссийском турнире 2-11 классов «Мир вокруг нас». В турнире приняло участие 619 команд, представляющие 30 регионов России.
Эковолонтеры конструируют кормушки и развешивают в районе школы. Каждое утро ребята насыпают в кормушки семена для пернатых друзей. Проводят конкурс рисунков на тему «Сохраним лес от пожара». К ребятам на беседы и лекции приходят представители Региональной диспетчерской службы Ямало-Ненецкого автономного округа ОАУ «Леса Ямала». Проводились и онлайн уроки по теме: «Вклад работников лесной отрасли в победу в Великой Отечественной войне. Роль лесов в победе!», которые посетило более 300 учащихся 5-8 классов.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культур.
Автор текста: Гилева Лариса Владимировна, учитель географии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
На фото: акции школьного лесничества «Зеленый патруль»
Материал представлен Департаментом лесного хозяйства по УФО