Семья – главный воспитатель нравственно-полового поведения ребенка. А родитель может дать ребенку правильное представление об отношении полов только в том случае, если и сами не заблуждаемся на этот счет. Это значит, что половое воспитание прежде всего должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей.
Отец и мать играют основную роль в процессе полового воспитания. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, а более старшим – понимал, что хорошая семья – основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости – помогут. К сожалению, не все родители понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания. Как показывает практика, некоторые родители избегают разговора о половом воспитании.
Самый нужный и самый главный воспитатель – личный пример нравственности родителей. Взаимоотношения родителей, которые каждый день видит ребенок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности. Главнейшая цель полового воспитания – формирование у ребенка нравственных норм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.
Половое воспитание стало предметом исключительного внимания современных родителей, поскольку теперь уже никто не считает, что столь естественной и фундаментальной функцией, как половая, можно управлять, держа детей в темноте и неведении. Мы отлично понимаем, страх и неосведомленность могут привести к болезни. Вот почему важно без утайки объяснить детям, как обстоит дело в действительности.
Знания, которые мы даем детям, отвечая на их вопросы, касающиеся отношений полов, имеют значение лишь в том случае, если им становится ясно, что мы не стыдимся этого разговора и не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется, должно быть правдой, но и это не самое главное. Важнее всего, КАК мы говорим об этом с детьми и КАК на деле подтверждаем открыто высказанную нами здравую точку зрения. Такая последовательность может быть только у человека, который реалистично воспринимает все детали своей сексуальной жизни и столь же правдиво объясняет их своим детям. Другими словами, если половое воспитание — это прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно психологическому аспекту.
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно и сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка — женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайного желания отдать предпочтение одному из родителей. А в отношениях с другими людьми он не будет нуждаться в нездоровом суррогате того, чего ему недостает дома.
Процесс полового развития ребенка
В дошкольном возрасте у детей наблюдаются игры с сексуальным содержанием. Дети играют, например, в «дочки-матери», «папы и мамы», «свадьбу», «доктора»: делают уколы, измеряют температуру, ставят клизмы, Маленькие девочки иногда подкладывают под платье различные вещи и заявляют: «А у меня будет ребеночек». Огорчаться не следует: дети используют в игре то, что видели или слышали. Они даже не понимают смысла и значения этих действий. Желая играть с маленьким ребенком, девочка начинает подражать взрослым.
В поведении дошкольника могут проявиться особенности, которые вызывают у родителей неопределенную реакцию, даже панику. Например, дети могут играть с половыми органами, показывая их друг другу. Более старшему ребенку необходимо разъяснить, что половые органы ему не следует трогать без естественной надобности и не разрешать этого делать посторонним людям, кроме родителей и врача. В подобных играх ребенок исследует свое собственное тело или рассматривает те же части тела у своих товарищей.
Вспомните, какую радость испытывает малыш, обнаружив у себя руки, пальцы… Он был в восторге вместе с вами, махая ручонками, двигая ногами и беря их в рот. Все это приносило ему величайшее удовольствие. Позже ребенок находит у себя половые органы. Но, случайно касаясь их, испытывает приятное щекочущее ощущение, которое затем пытается вызвать повторно. Если ребенок постоянно занят интересными играми, у него не появляется усиленного интереса к своему телу: внимание переключается на другие занятия. Обычно проявляют чрезмерный интерес к частям своего тела дети, которым мало уделяют внимании и ласки.
Дети могут интересоваться, почему половые органы имеют разное строение. Следует объяснить им, что органы для мочеиспускания устроены по-разному потому, что мальчики и девочки не должны быть одинаковыми.
Если в семье есть грудной ребенок, то дети видят половое сходство или различие и воспринимают это, как должное. Желательно, чтобы они присутствовали при раздевании или купании ребенка.
Воспитание, при котором вырабатывается естественное отношение к обнаженному телу, не вызывает сексуального возбуждения (В Спарте девочек до их повзросления заставляли ходить голыми, что допускал климат. В этом не было ничего нарушающего стыдливость и возбуждающего сладострастие. Вместе с девочками физическими упражнениями занимались и мальчики).
Маленькие дети обычно легко отвлекаются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития.
В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на вопросы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его «писей»». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к мамочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, никакой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые вопросы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.
Обычное (нормальное) сексуальное поведение и знания у детей
Возраст
|
С рождения до 2 лет
|
от 2 до 6 лет
|
От 6 до 12 лет
|
Сексуальное поведение
|
- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела, - знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к различным частям своего тела и близких людей
|
- во время исследования тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии других детей; - играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками; - интересуются собственным калом; - с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату; - во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка; - трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно, возбужденно или боятся чего-нибудь; - учатся целоваться.
|
- могут заниматься мастурбацией, когда находится один; - демонстрируют смущение при затрагивании сексуальных тем; - имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками; - могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.
|
Сексуальные знания
|
язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский». В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и защиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.
|
- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах; - развивают сексуальный словарь; - имитируют сексуальные действия без понимания; - имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети; - узнают различия между полами; - расспрашивают о гениталиях, половом акте; - называют части тела более точно; - используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса. Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.
|
- имеют словарь для обозначения гениталий; - увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников; - неясность в отношении полового акта и беременности. В этот период своего сексуального развития дети все больше понимают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту тему от своих родителей или из других источников и начинают обмениваться ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное сознание, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.
|
В возрасте с 2 до 6 лет может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок находится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфорта. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве.
Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями.
Памятки и советы родителям
Что нужно знать родителям:
- Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
- Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
- Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно. Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
- Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Если ребенок рассказал о насилии
- Отнеситесь к его рассказу серьезно
- Постарайтесь оставаться спокойным
- Поддержите ребенка и дайте понять, что вы понимаете его состояние
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит обидчика или сердится на него
- Терпеливо отвечайте на вопросы
- Ни в чем не обвиняйте ребенка
- Избегайте прикосновений
Правила безопасности (должен знать каждый ребенок)
- Не вступать в разговоры с незнакомыми
- Не заходить в чужие подъезды, квартиры, на стройки, в подвалы
- Не принимать угощения, игрушки, подарки от незнакомых
- Не заходить в свой подъезд с чужими людьми
- Если на прогулке замечает, что кто-то пристально наблюдает за ним, сообщить взрослым
- Если угрожает опасность, громко кричать
- Если ребенок дома один, не открывать посторонним, в том числе милиции, почтальону, знакомым родителям
Советы родителям
- Не оставляйте ребенка одного на улице
- Разбирайте с ребенком различные ситуации (сказочные сюжеты, что будет, если…)
- Учите детей навыкам безопасности
- Объясните разницу между опасными и безопасными секретами
- Ребенок должен знать имена безопасных взрослых
- Ребенок должен уметь говорить взрослому «нет»
- Ребенок должен знать, что вы ему верите
Педагог-психолог Босова Ю.С.