Зачем нужно портфолио школьника?
Портфолио - это форма выражения индивидуальности учени-ка, так как портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, твор-ческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио - это один из способов оценки достижений учащих-ся. Портфолио становится «историей успеха», помогающей просле-дить индивидуальный прогресс учащегося. Основной смысл учебно-го портфолио – показать все, на что ты способен.
Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание своей работы оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути. Портфолио ребёнка необходимо бы-ло бы создавать, даже если бы оно не имело никакой официальной силы. Прежде всего, потому, что оно необходимо самому ребенку для прослеживания динамики его достижений. Также сбор материала для портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к неко-торому созиданию и формированию своего имиджа.
Богатое портфолио – это один из лучших способов попасть в выдающиеся детские оздоровительные лагеря, как, например, «Артек».
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, выбор которого бу-дет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, спо-собности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
Сбор материалов и оформление портфолио происходит при определённой помощи и поддержке учителей и родителей, так как у большинства учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков са-моанализа и систематизации: в среднем звене главное помочь, пра-вильно направить ребенка в создании портфолио под руководством педагога. Работа сопровождается с помощью взрослых: в ходе сов-местной работы которых устанавливаются отношения партнер-ства, сотрудничества. Это позволяет ученикам постепенно разви-вать самостоятельность, брать на себя контроль и ответствен-ность. Ответственность за оформление портфолио ложится на уча-щихся, родителей, классных руководителей.
Ученик:
• самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
• самостоятельно оценивать свои результаты;
• самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами;
• сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
Учитель:
• является консультантом и помощником, в основе де-ятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
• является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
• способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
• отслеживает индивидуальное развитие ученика;
• является ответственным за внедрение в образова-тельный процесс в рамках своих полномочий и классного кол-лектива современного метода оценивания портфолио.
Родители:
• помогают в заполнении портфолио;
• осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Главное не победа, главное - участие! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояс-нить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипло-мами и всевозможными грамотами! Важен не только результат, но и сам процесс участия в учебной деятельности или творческой ра-боте.
Выдающихся достижений и богатого портфолио всем прочи-тавшим!
Школьный психолог – Галямова Е.Н.