В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать всё возможное, чтобы этот год стал удачным стартом школьной жизни!
Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка.
- Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом.
- По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине.
- После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Спросите его: «Что нового и интересного узнал?», «Чем запомнился школьный день?»
- Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель – очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку.
- Важный показатель адаптации первоклассника – настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием – значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: «Не хочу», выясните причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют «физиологической бурей», и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.
Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно «нащупать» границы возможностей школьника, и эти границы – отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба – это труд!), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно.
Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в тот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнением поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание «дать ребенку все» с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка – значит принять его таким, какой он есть.
Источник: 85 вопросов к детскому психологу / авт. – сост. Т.А. Коваленко, И. В. Артюшенко. АСТ, 2010.