Выпускные школьные экзамены ребенка — непростое испытание для семьи. Это событие может вызывать много чувств, как негативных, так и позитивных, много тревоги, много вопросов.
Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». Государственный итоговый экзамен является действительно сложным испытанием для современных выпускников. Успешная сдача экзамена всегда требует много усилий при подготовке учебного материала, а положительный эмоциональный настрой, уверенность в собственных силах, умение находить и использовать ресурсы (в том числе и личностные) вносит существенный вклад в результаты ОГЭ/ЕГЭ.
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Основные причины переживаний выпускников:
- Сомнение в полноте и прочности знаний
- Стресс незнакомой ситуации
- Стресс ответственности перед родителями и школой
- Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе и т.д.
- Сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания, особенности запоминания и т.д.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка;
- Избегать подчеркивания промахов ребенка;
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Как родители могут поддержать своих детей при проявлениях переживаний выпускников в период подготовки к экзаменам?
1. Сомнение ребенка в полноте и прочности знаний.
Обсудите с ребенком, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, и почему. Выясните, какую помощь ждет от Вас ребенок (организующая, эмоциональная, учебная). Эта информация поможет совместно создать план подготовки и понять, на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.
2. Стресс незнакомой ситуации.
Постарайтесь успокоиться сами, так как ваше эмоциональное состояние передается детям и их волнение только усиливается. Окажите максимально возможную позитивную поддержку: подбадривайте ребенка, вселяйте в него чувство уверенности, настраивайте на положительный результат.
3. Стресс ответственности перед родителями.
Взаимодействие с ребенком необходимо выстраивать с помощью доверия, взаимной поддержки, понимания всей трудности ситуации. Не желательно фиксировать постоянное внимание ребенка на экзамене. Если говорить об экзамене слишком часто – у ребенка может возникнуть защитная реакция (равнодушие, негатив и т.д.). Прислушивайтесь к просьбам ребенка, пусть ваш ребенок чувствует вашу поддержку и желание помочь.
4. Психофизические и личностные особенности.
Обратите внимание на питание ребенка. Благоприятно на активизацию работоспособности и мозговой деятельности влияют грецкие орехи, мед, шоколад, морепродукты. Следите за тем, чтобы ребенок обязательно принимал витамины (с микроэлементами). Обратите внимание на сон ребенка: его продолжительность должна быть не менее 8 часов. Не допускайте перегрузок: время подготовки должно чередоваться со временем отдыха. В период сдачи экзаменов постарайтесь не загружать ребенка проблемами бытового характера. Помогите ребенку контролировать свое эмоциональное состояние: чаще спрашивайте о его самочувствии, о настроении. Очень часто сниженное эмоциональное состояние становится причиной простудных и вирусных заболеваний. Договоритесь с ребенком о времени для просмотра телевизионных передач и компьютерных развлечений.
5. Сомнение в собственных способностях.
Обсудите с ребенком «сильные стороны» развития его психических процессов (память, тип мышления, особенности восприятия, внимания) и возможности их использования при подготовке и сдачи экзамена. Возможно, следует обратиться за помощью к школьному психологу для выявления особенностей развития познавательной сферы и, исходя из этого, получения рекомендаций для успешной подготовки к сдаче ЕГЭ.
В день сдачи экзаменов не забудьте:
- вовремя его разбудить;
- приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
- положить необходимые принадлежности;
- эмоционально его поддержать;
- пожелать ему удачи.
Учите детей воспринимать экзамен как жизненный рубеж!
А самое главное любите детей! Несмотря на то, что они и старшеклассники и считают себя взрослыми, всё-таки они ещё дети, наши дети. И родительская любовь для них огромная поддержка и необходимое условие для достижения успеха.