ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

1.Актиальность темы

Неуклонный рост объёма информации и её качественное разнообразие ставит перед современным человеком проблему совершенствования интеллектуальных средств её приёма, обработки и передачи. Она обусловлена тем, что общение человека с миром становится всё более опосредованным многочисленными системами знаков, кодирующими информацию о нём. Системы знаков превращаются в когнитивные средства, с помощью которых осуществляется восприятие поступающей информации. Если эти средства отсутствуют, то информация либо не опознаётся и не воспринимается, либо частично искажается. В связи с этим проблема адаптации человека к жизни в обществе, пересыщенном информацией, приобретает всё большее значение.

Система образования, на которую возложена обязанность подготовки новых поколений к жизни в такой среде, вынуждена ставить и решать задачи, соответствующие новым потребностям. Одна из наиболее значимых потребностей – развитие когнитивных возможностей учащихся, т.е. способностей воспринимать и распознавать сигналы внутренней и внешней среды, а также трансформировать, сохранять и воспроизводить их в той или иной форме.

Когнитивные процессы скрыты от наблюдения, поэтому управление ими с целью коррекции и развития представляет серьёзную проблему при обучении. Эта проблема может быть решена, если в образовательный процесс ввести метод интеллект-карт, который визуализирует процессы мышления, т.е. делает их наблюдаемыми. Эта особенность метода значительно расширяет возможности субъектов образовательного процесса в различных аспектах их деятельности: при активизации творческих способностей; изучении нового материала; аннотировании и конспектировании учебного материала; формировании системного мышления; повторении и обобщении; контроле и коррекции усвоения; групповой деятельности; проведении мозгового штурма; рефлексии; при изучении личности.

Обозначенные проблемы позволяют сделать вывод об актуальности настоящего научно-исследовательского проекта.

2.Объект эксперимента: учащиеся МБОУ СОШ № 3.

3.Предмет эксперимента: влияние интеллект-карт на личностное развитие учащихся.

4.Цель эксперимента.

Вопросы, связанные с исследованием возможности  успешного применения данного метода на разных ступенях обучения, нуждаются в дополнительном экспериментальном исследовании и являются его целью.

5. Гипотеза исследования состоит в том, что использование интеллект-карт как метода обучения и инструмента личностного развития позволит:

  • расширить когнитивные возможности  учащихся и решить образовательные задачи, связанные с:
    • информационной компетентностью учеников;
    • коммуникативной компетентностью учеников;
    • личностным развитием учеников.
  • сформировать у учащихся потребность в комплексном описании изучаемого объекта и умения отражать его свойства с помощью интеллект-карт.
  • сформировать у учащихся познавательную потребность в системном видении окружающего мира за счёт постоянной установки на комплексное описание его объектов.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  • организовать изучение учителями теоретических основ метода интеллект-карт и процедурных компонент его применения в учебном процессе.
  • организовать изучение учителями способов применения метода интеллект-карт в базовых учебных процессах – конспектировании и аннотировании.
  • разработать совместно с учителями способы ознакомления с методом интеллект-карт учащихся начальной, основной и средней школ.
  • организовать изучение учителями способов введения метода интеллект-карт в учебный процесс для учащихся начальной, основной и средней школ.
  • разработать критерии диагностики содержания интеллект-карт учащихся  начальной, основной и средней школ при изучении ими различных предметных дисциплин.
  • провести полномасштабный эксперимент в государственном образовательном учреждении.

6.Диагностический инструментарий.

В ходе эксперимента мы определили средства оценивания результатов:
– анкеты;

- программы наблюдения;
– тексты контрольных работ по предметам, направленные на выявление креативности школьников.
– методики, диагностики:

  • тесты Айзенка в модификации Московского физико-технического института (ММФТИ);
  • тесты Торренса;
  • методика изучения уровня творческой активности личности;
  • методика оценки профессиональной компетентности учителя;
  • оценка уровня творческого потенциала личности;
  • оценка способности к саморазвитию, самообразованию.

Контроль за результатами деятельности будет осуществляться с помощью анализа выше перечисленных средств оценивания. Результативность эксперимента будет проверяться с помощью создания учащимися собственного проекта по теме исследования и умения его защитить.

7.Критерии оценки результатов.

В ходе эксперимента будет оцениваться:
– овладение школьниками умением

1)составлять интеллек-карты;

2)читать интеллект-карты;

3)обрабатывать информацию при помощи составления интеллект-карты;

4)проявлять творческий подход при создании интеллект-карты;

Результативность будет отслеживаться по следующим параметрам:

– уровень развития интеллектуальных способностей: мышление, память, речь;
– развитие креативности школьников.

Фиксировать и диагностировать изменения, произошедшие в учащихся в ходе эксперимента, предполагается по одним и тем же методикам в разные периоды деятельности школьников.

8.Сроки эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа по решению поставленных задач предполагается сроком на три года.

На первом этапе (февраль 2013 – август 2014):

  • согласовываются и обосновываются методологические основания  эксперимента, определяются технические и организационные условия, необходимые для его проведения;
  • анализируются социально-педагогические условия организации образовательног­о процесса в государственном образовательном учреждении на предмет вовлечения педагогического коллектива в экспериментальную работу;
  • проводятся специальные занятия по изучению теоретических основ метода интеллект-карт и практики его применения для учителей-экспериментаторов;
  • конкретизируются, уточняются отдельные детали плана и дальнейшего хода экспериментальной работы (выделяются учителя-экспериментаторы «пер­вой линии», включающиеся первыми в эксперимент, «второй» и т. д.).
  • проводится практическая проработка отдельных вопросов  эксперимента с группой учителей, участвующих в нём;
  • проводится мониторинг усвоения содержания учителями-экспериментаторами теоретических основ метода интеллект-карт;
  • проводится мониторинг деятельностных умений учителей, участвующих в эксперименте, связанных с отображением различных видов информации в форме интеллект-карт с соблюдением законов их построения;
  • совместно с учителями-экспериментаторами разрабатываются способы ознакомления учащихся экспериментальных классов с методом интеллект-карт;
  • разрабатываются критерии оценки умений учащихся применять законы построения интеллект-карт;
  • осуществляется ознакомление учащихся экспериментальных классов с методом интеллект-карт;
  • проводится мониторинг умений учащихся экспериментальных классов, связанных с соблюдением законов построения интеллект-карт;

На втором этапе (сентябрь 2014 – август 2015):

  • совместно с учителями предметниками разрабатываются способы введения метода интеллект-карт в учебный процесс при конспектировании и аннотировании учебного материала;
  • проводятся пробные учебные занятия с применением метода интеллект-карт при конспектировании и аннотировании учебного материала, представленного в виде письменных текстов;
  • проводится мониторинг умений учащихся экспериментальных классов применять метод интеллект-карт при конспектировании и аннотировании письменных текстов;
  • проводятся пробные учебные занятия с применением метода интеллект-карт при конспектировании и аннотировании учебного материала, представленного в виде устных текстов;
  • проводится мониторинг умений учащихся экспериментальных классов применять метод интеллект-карт при конспектировании и аннотировании устных текстов;
  • исследуется воздействие применения метода интеллект-карт на развитие информационной компетентности учащихся экспериментальных классов (выделение познавательной цели; поиск информации; формирование понятий и установление связей между ними; структурирование знаний; кодирование, перекодирование и моделирование; синтез, анализ; классификация, систематизация и обобщение);
  • организуется рефлексия первых результатов эксперимента.
  • организуется включение в эксперимент учителей-экспериментаторов «второй линии»;
  • совместно с учителями-экспериментаторами разрабатывается модель интегрирования метода интеллект-карт в различные направления образовательного процесса;

На третьем этапе (сентябрь 2015 – август 2016):

  • организуется групповая деятельность учащихся экспериментальных классов на основе метода интеллект-карт;
  • исследуется воздействие применения метода интеллект-карт на развитие коммуникативной компетентности учащихся экспериментальных классов (общение и взаимодействие; учебное сотрудничество; умение дискутировать);
  • на основе метода интеллект-карт в экспериментальных классах проводится рефлексия учебного процесса;
  • исследуется воздействие применения метода интеллект-карт на личностное развитие учеников экспериментальных классов (самопознание; самопонимание; саморегуляция; развитие креативности);
  • развёртывается полномасштабный эксперимент в государственном образовательном учреждении;
  • обсуждается возможность технологизации учебного процесса в образовательном учреждении на основе метода интеллект-карт;
  • проводится обработка, анализ и обобщение полученных результатов;
  • вырабатываются рекомендации по управлению работой учителей-предметников, основанной  на методе интеллект-карт;
  • вырабатываются рекомендации для системы подготовки и переподготовки педагогических кадров.

9.Научное руководство экспериментом осуществляет:
Бершадская Е.А., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО, к.п.н.

10.Режим экспериментальной работы:
Ход и результаты эксперимента постоянно отслеживаются и анализируются. Для этого ежемесячно научный руководитель посещает (если эксперимент проводится в Москве) экспериментальную площадку, где знакомится с ходом эксперимента, организует анализ полученных данных и обсуждает изменения, которые необходимо ввести в учебный процесс (если это необходимо). В случае необходимости научный руководитель посещает учебные занятия в экспериментальных группах для обнаружения и анализа причин затруднений, возникающих в ходе эксперимента. Если эксперимент проводится в других городах РФ, то связь с научным руководителем поддерживается с той же периодичностью дистанционно.
Результаты и материалы, включая интеллектуальные продукты, полученные в ходе экспериментальной работы, являются совместной собственностью научного ру­ководителя и коллектива школы. Любое некоммерческое их использование, в том числе распространение, каждым из участников эксперимен­та допускается только с согласия других участников.  Коммерческое использование является предметом отдельного договора между АПК и ППРО и экспериментальной площадкой.

11.База эксперимента : коллектив МБОУ СОШ № 3.

12. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики.

Представление результатов эксперимента для массовой практики будет описана в форме методических рекомендаций, публичного отчета в СМИ, размещение на сайте школы.

14. Научно-методическая обеспеченность эксперимента.

1. Нормативно-правовая база.
2. Электронный вариант книги Тони и Барри Бьюзен «Супермышление». 


© 2019. МБОУ СОШ №3 г. Салехард
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.