МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»,
г. Салехард р. т. 8 (34922)3-37-22.
E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Краткая аннотация.
Статья поднимает проблему роль научно-технического творчества деятельности в формировании личности школьника.
Научно-техническое творчество
Наука является главным фактором, определяющим развитие цивилизации, она изучает мир, выявляет его закономерности, предлагает способы деятельности и обоснованные решения, позволяющие миру и человеку устойчиво развиваться не разрушая, а поддерживая друг друга.
Именно поэтому наш современник, если он хочет осознанно и активно воздействовать на мир, должен знать, что такое наука, чем определяются границы научного знания, каковы возможности научного метода.
Современная наука вышла за пределы исследовательских институтов и лабораторий, а научная деятельность сегодня не ограничена кругом ученых - профессионалов. Самыми разнообразными путями наука входит в наше повседневное существование. Мало того, что современный человек постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы (сооружения, механизмы и т.д.), он все чаще оказывается в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки, явления, принципы и законы, открытые наукой.
Многие молодые люди хотят познать себя и окружающих их людей, суть процессов происходящих в природе и обществе. Чтобы достичь успеха на этом трудном пути, необходимо освоить и опробовать на практике основные методы исследовательского поиска, включающие те же процедуры, которые применяются и в повседневной жизни (классификацию, сравнение, аналогию и др.). Однако эти приемы в науке осуществляются более строго, организованно и систематично, а сами подходы и полученные с их помощью результаты всегда подвергаются особому осмыслению, критическому анализу, обоснованию надежности применяемых методов и их составных элементов, а также оценке реальных возможностей в решении конкретной проблемы.
Научно - исследовательская деятельность школьников – инструмент повышения качества образования, способ познания действительности. Исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает:
- формирование и совершенствование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.);
- стимулирование процессов перехода от мышления, основанного на формальной логике, к мышлению, основанному на современной логике;
- умение выделять существенные свойства объектов и явлений, отделять от несущественных, доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения, раскрывать существо основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции, аналогии), излагать свои мысли ясно, обоснованно и последовательно;
- комплексное видение научных проблем и использование различных подходов к их решению;
- понимание смысла научных высказываний, их интерпретации, поиск и формулирование аргументов и контраргументов в научной дискуссии, осознание сходств научных методов и освоение стиля научного общения (составление текста сообщения, выступление на семинарах и конференциях, обмен мнениями, навыки научной полемики и пр.).
Итогом научной деятельности является повышение внутренней мотивации школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных качеств, формирование навыков самообучения, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе, выходящем далеко за рамки школьной программы. Умения и навыки, полученные ребенком при проведении исследования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Самостоятельные шаги юных исследователей представляют собой большие трудности, поэтому им и необходима помощь научных руководителей, которые окажут содействие в определении области научных интересов, помогут постепенно войти в мир науки, найти в нем свое место, свою проблематику и свой путь.
Этот процесс по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня:
- на первом уровне руководитель ставит перед учащимся проблему и намечает метод ее решения, поиск самого же решения осуществляет ученик;
- на втором уровне учитель только ставит проблему, метод ее решения учащийся ищет самостоятельно;
- на третьем уровне учащийся самостоятельно формулирует проблему, ищет метод и пути решения.
В рамках современного школьного образования, главной задачей которого является знакомство учащихся с основами наук, исследовательской практике уделяется незначительное внимание. Более широкие возможности для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность открывает система дополнительного образования, объединяющая учащихся со склонностью к научным занятиям в кружки, научные школы и общества на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования.
Научные объединения такого рода с одной стороны построены как гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой поставленных задач, склонностями и способностями конкретного обучаемого, а с другой стороны – позволяют организовать под руководством профессиональных научных работников, преподавателей вузов и творчески работающих учителей индивидуальные и коллективные (в микрогруппах) формы работы (занятия, консультации, семинары, конференции).